Госпрограмма вооружений пробуксовывает

Процесс обновления материальной базы вооруженных сил почти завершен. Оборонный бюджет России будет постепенно сокращаться (через 5 лет планируется тратить менее 3% ВВП на оборонные цели). В 2018 г. в процентном отношении к ВВП военные расходы составят около 2,85%.
Для выполнения поручений президента РФ по итогам Послания Федеральному собранию предполагается направить около 1,5% от ВВП в основном на здравоохранение и инфраструктуру. Примерно один процент будет получен за счет ускорения экономического роста, а оставшиеся полпроцента придется искать за счет дополнительной экономии. В этих целях в План деятельности Министерства обороны до 2020 г. в государственную программу вооружений на 2018-2027 гг. будут внесены соответствующие коррективы. 

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Работа над госпрограммой вооружений до 2027 г. (ГПВ-2027) началась еще в 2014 г. Минобороны РФ тогда запросило 55 триллионов рублей (необходимую, по мнению военных, для выполнения поставленной задачи — довести долю современных вооружений в армии и флоте к 2020 г. до 70%), то есть почти в три раза больше, чем по действующей на тот период ГПВ-2020. Однако к концу декабря 2014 г. в Минобороны умерили свои запросы до 30 триллионов. 
К лету 2015 г. военные согласилось на 24 триллиона, однако резервы экономии не исчерпаны. 
Так, в Зеленодольске строятся малые ракетные корабли (МРК) проекта 21631 типа «Буян-М». А под Санкт-Петербургом и Феодосии — МРК проекта 22800 типа «Каракурт». На Дальнем Востоке (Комсомольск-на-Амуре («Амурский судостроительный завод») и в Питере («Северная верфь») строят корветы проекта 20380. Флот получил уже пять таких корветов, пять корветов – в постройке. Но одновременно на «Северной верфи» совершенствуют корветы еще и проекта 23385. 
По непонятным причинам на вооружении стоят сразу четыре типа тяжелых истребителей — Су-27СМ, Су-30М2, Су-30СМ, Су-35С и два типа новых боевых вертолетов — Ми-28Н и Ка-52. 
Срыв сроков ввода в строй новых вооружений стал в российской оборонке дурной традицией. Так, ни один из фрегатов проекта 22350, которые по замыслу должны стать основными российскими кораблями дальней морской и океанской зоны, в строй не введены, хотя головной корабль этого проекта, «Адмирал Горшков», намечалось сдать флоту еще в позапрошлом году. 1 февраля 2018 г. исполнилось 12 лет с момента его закладки на «Северной верфи». Также неизвестны сроки сдачи двух больших десантных кораблей «Иван Грен» и «Петр Моргунов».  
Проблемы есть и в сухопутных войсках. Несмотря на широкую рекламу новой бронетехники, ни супертанк «Армата», ни БМП «Курганец-25», ни бронетранспортер «Бумеранг» в войска так и не добрались. 90% отставаний по срокам в постройке лежит на совести проектировщиков (то есть конструкторских бюро) и заказчика (то есть Минобороны). 
Кроме того, в последнее время возникли проблемы и с механизмом финансирования оборонки. Так, все девять банков, обслуживающих гособоронзаказ, устанавливают свои собственные требования по пакету документации, которые следует предоставить для проведения необходимых финансовых операций. Отсутствие унификации банковского сопровождения оборонных контрактов и сопутствующего расчетно-кассового обслуживания спецсчетов приводят в конечном итоге к увеличению штатов бухгалтерского персонала оборонных предприятии, увеличению себестоимости продукции и срыву сроков сдачи военной техники. Регулирующий гособоронзаказ ФЗ – 275 нуждается в значительной доработке. В нем слишком много неоправданных ограничений по распоряжению средствами оборонных предприятий. 
При этом стало известно, что министерство обороны РФ заключило контракты с предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК) на более чем 3 трлн руб. 
При этом предприятия, которые исполняют гособоронзаказ, возвращают значительную часть полученных средств в бюджет в виде налогов. Так, за последние два года предприятия ОПК, получив от Минобороны деньги за произведенную продукцию, заплатили в различные бюджеты России 481 млрд руб. налогов. Еще 444 млрд пошло на зарплату и 121 млрд – в Пенсионный фонд.
Портфель кредитов по оборонно-промышленному комплексу Сбербанк России будет передавать Промсвязьбанку. Точный объем активов пока не установлен, еще обсуждается также, будет ли вместе с портфелем передаваться капитал. По закону планируется обязать банки вместе с кредитами передавать и собственные средства. На базе санируемого Промсвязьбанка планируется создать кредитную организацию для обслуживания гособронзаказа и крупных госконтрактов. В Правительстве отмечали, что банки могут пострадать из-за токсичности кредитов санкционным предприятиям ОПК, если не передадут их Промсвязьбанку. 
В январе Минфин сообщил о решении создать на базе санируемого Промсвязьбанка банк для гособоронзаказа и крупных госконтрактов. При этом банк может получить от других кредитных организаций на баланс до 1 трлн рублей кредитов, выданных санкционным предприятиям из сферы ОПК. Передача активов будет сопровождаться передачей капитала.

Автор: (admin) Редактор Полный текст статьи: http://operline.ru/content/ekonomika-i-finansy/gosprogramma-vooruzheniy-probuksovyvaet.html